Я всегда чувствовала, что в моей жизни есть нечто большее, чем просто моя история. Словно невидимые нити связывают меня с чем-то древним, уходящим глубоко в прошлое, за границы моего личного опыта.
Идея этого проекта зародилась вместе с моей третьей беременностью. Я совершенно не была готова к тому, что скоро стану многодетной мамой. Появились вопросы, что Вселенная хочет сделать в мире через меня таким образом? Какую родовую программу я призвана решить? Так я стала углубляться в тему рода и отправилась на родовой ретрит. Сегодня это исследование занимает центральное место не только в моих размышлениях, но и творческом поиске.
Каждый из нас является не просто отдельной личностью, но и звеном в бесконечной цепи поколений, носителем большого объёма уникальной информации. Наши ценности, убеждения, страхи, таланты, здоровье и комплексы передаются из глубины веков, переходя из поколения в поколение. На генетическом уровне каждый человек, осознавая это или нет, перенимает знания и опыт от своих предков, что неизбежно влияет на его судьбу и жизнь.
Изучая семейную историю, я обнаружила, что никто до меня не интересовался восстановлением родословной. В ходе поисков и сбора материалов я осознала, свою особую силу и источник любви к фотографии, который оказался связан с увлечением одной из моих бабушек во время её учёбы.
В современном мире, где ценности часто меняются и подменяются, а внешние влияния искажают представление человека о себе и его восприятие окружающего мира, важно найти опору.В этой серии работ я исследую, как связь человека с родом влияет на его жизнь. Через фотографии, включая личные архивные снимки, арт-объекты (родорад и картина «род») элементы я демонстрирую, что визуальные формы способны хранить и передавать уникальную информацию, подобно генам. Эту опору обеспечивает связь с корнями, с прошлым и традициями, уникальной родовой историей человека. Только на крепком основании можно возводить большой и прочный Дом.
Ген
Все знают, что код наследования называется геном. Мы часто ассоциируем
слово «гениальный» с исключительными качествами и талантами, полагая, что
гениальность присуща лишь немногим.
На самом деле, гениальны мы все, ведь в нашем
ДНК содержатся гены всех семи поколений, которые жили до нас. Это богатство
наследия делает каждого из нас уникальным и способным на великие свершения.
Мой автопортрет с фрагментом кружева (салфетка прапрабабушки), напоминающим скрученную спираль ДНК
Пётр и Ульяна Погребняк
Дедушка и бабушка пятого поколения по женской ветке моего отца. Фото сделано в пригороде Купянска.
Дедушка Петр — из зажиточной семьи, его мать была гречанкой. Бабушка Ульяна — его вторая жена. Она работала, присматривая за детьми в других семьях. Так они и познакомились.
Ануфриева Александра Михайловна
(10.03.1908 — 29.01.1981)
Бабушка 4-го поколения по мужской ветке моего отца. Не работала. Её супругом был Ануфриев Александр Васильевич (22.11.1906 — 06.08.1969), — рабочий на заводе. Проживали в городе Тула.
Непрерывный цикл жизни
Славяне считали, что Земля — это не просто физическое пространство, а живая сущность, обладающая духом. Они воспринимали её как мать, которая питает и защищает своих детей. В этой связи существовала вера в то, что каждый человек, приходя в этот мир, приносит с собой не только свою индивидуальность, но и наследие своих предков. Каждое новое поколение, по их мнению, продолжает историю рода и сохраняет память о тех, кто жил до них.
Дерево миров: символ Жизни и Судьбы
Для меня, это дерево — не просто символ, а воплощение глубокой истины, отражающей саму суть бытия. Согласно древним славянским мифам, оно представлено в трёх мирах: Навь — мир предков, Явь — мир настоящего, Правь — мир будущего.
Мир Навь, представлен мощными и устойчивыми корнями, вплетающимися в землю. Корни символизируют телесную природу, связь с предками и прошлое. Они освящены тысячелетиями истории и опыта, переданного через поколения. Корни дают дереву опору и стабильность.
Мир Явь, нынешнего существования, раскрывается в стволе дерева. Ствол символизирует душу и настоящее время, где сосредоточена жизнь ныне живущих. Это основа, которая защищает и укрепляет дерево, принимая на себя все тяжести и веяния времени.
Мир Правь, высшего света и правды, представлен в кроне дерева.
Крона олицетворяет дух, будущее и потомков. Каждый лист и плод — это символ
надежды и продолжения рода, превосходства и роста.
Вместе эти три мира образуют полную картину жизни и существования, помогая
найти свою роль в великом течении времени.
В сердце древа
Словно древо, хранящее в себе историю многих поколений, я оберегаю новую жизнь, которая вот-вот родится и продолжит этот вечный круг.
В моей семье были случаи абортов. Мама поделилась со мной своей историей: в 18 лет, испытывая страх перед своей матерью, она прервала беременность. Сейчас с сожалением вспоминает о том решении.
Когда я сообщила о своей третьей беременности бабушке Эле, она тоже рассказала мне о том, как могла бы быть многодетной матерью — и теперь раскаивается в своем выборе.
Я решила сохранить беременность. Мы с мужем очень хотели сына, и вот он появился в трудный исторический период. С четвертого поколения по женской линии я первая, у кого родился мальчик. Сейчас сыну месяц.
Материнский код
С самого детства я замечала, как настроение мамы влияет на меня. Мама передала мне свою осторожность, страх желать большего, страх денег и страх развития. Но в то же время научила меня эмпатии, доброте и чуткости. Мама привила мне любовь к миру и умение находить прекрасное в простых вещах. Мама — первый учитель и проводник, формирующий наше восприятие любви, безопасности и доверия, закладывая фундамент для будущих отношений и самоощущения.
Денисова Любовь Григорьевна
(25.05.1949)
Бабушка 3-го поколения по женской ветке моей мамы на фоне писем своей дочери.
Родорад: Узелковая Модель Родового Древа в Славянской Традиции
Родорад представляет собой узелковую модель родового древа, основанную
на славянской традиции. Эта техника плетения служит инструментом для
воссоздания целостной энергоинформационной модели Рода.
В родословном древе мы можем проследить наших предков до 7-го поколения. Это
как посмотреть на структуру ДНК: у нас 64 предка на 7-м поколении, что
соответствует 64-ём единиц кода.
Создавая узелковую модель родового древа, мы восстанавливаем утраченные родовые
связи и исцеляем себя на генетическом уровне. Это позволяет нам не только
укрепить связь с предками, но и восполнить внутренние ресурсы для личностного
роста.
Дождь благословения
Я чувствую раскрываюсь навстречу этому благословению, позволяя ему наполнить меня, направляя по верному пути. Ибо в этом дожде — сила предков, их мудрость и безграничная любовь. Я благодарна им за этот дар, за их вечную связь со мной.
Рубашки мои прабабушек Сони и Кати:
На двух старых сросшихся деревьях, словно на страже времени, покачиваются рубашки моих прабабушек — бережно сохранённые реликвии из далёкого прошлого. Вместе они связывают воедино две родословные, два мира, два сердца.
Денисова (Дольченко) Софья Пименовна (16.08.1916 — 05.12.1980)
Бабушка 4-го поколения по женской ветке моей мамы.
Ее сослали из Украины в Усть-Ишим Омской области. Бабушка работала заведующей пекарней. У Сони были две дочери, моя мама — ее внучка. Мама с теплом вспоминает свое детство: как спала на печке, ела свежий хлеб по утрам, как играла с двоюродными братьями. По ощущениям, бабушка Соня была очень доброй и заботливой. Мама сохранила ее рубашку и передала мне.
Абенова (Погребняк) Екатерина Петровна (27.12.1920 — 06.05.2012)
Бабушка 4-го поколения по женской ветке моего отца.
С 18 лет работала сварщиком на сахарном заводе. Во время войны рыла окопы, оборонные сооружения.
Супруг: во время войны познакомилась с Рябининым Владимиром, офицером в чине полковника. Родилась моя бабушка 3-го поколения по женской ветке моего отца Эльвира. В 1945 г направлен в город Ярославль, там же он завёл вторую семью. Бабушка уехала.
В дальнейшем познакомилась с Абеновым Акимом, которого записала в свидетельство о рождении своим детям.
Информация о родном отце была табуированной темой.
Родорад: нити мужского и женского начал
Родовое древо человека напоминает удивительный узор, в котором переплетаются нити мужского и женского начал.
Красные узлы символизируют активный, мужской поток предков — отцов, а фиолетовые обозначают пассивный, женский поток матерей, бабушек и прабабушек.
В истории моей семьи были изменения, которые влияли на ее структуру: разводы, смерти мужчин, их уход из семьи и даже вытеснение некоторых из памяти из-за личных обид. Часто женщинам в одиночку приходилось нести тяжелое бремя заботы о детях и доме.
Я сама столкнулась с подобным испытанием, когда стала инициатором развода в 2018 году. Мы с супругом оба натворили глупостей и попробовали пожить друг без друга. Но вовремя осознали, что совершили ошибку. Начали с чистого листа и больше не возвращались к этой теме. С годами наша связь стала крепче.
Мама и я
Мои родители развелись в 1992 году. Я познакомилась с родным отцом, когда мне было 13 лет. Тогда были стационарные телефоны, и, по рассказам мамы, в тот день она подошла к телефону и набрала номер, который ей передала одна женщина. После непродолжительных гудков трубку поднял мужчина, мама спросила, можно ли к телефону Эльвиру Акимовну, и услышала знакомый голос: «Здравствуй, Лена. Ты меня узнаешь?» Это был мой отец. В тот день он гостил у бабушки Эли. Так спустя много лет я обрела отца. Наши отношения были непростыми. Папа не знал, как подступиться к уже взрослой дочери. У меня было много обид. После того как я начала заниматься темой рода, я пересмотрела свое отношение к родителям — и с папой мы стали ближе.
Яковлев Валерий Иванович (… — 3.06.2024) и Денисова Любовь Григорьевна (25.05.1949)
Дедушка и бабушка 3-го поколения по маминой линии.
В 1971 Валерий и Любовь, тоже развелись. Бабушка, филолог по образованию, уехала в Усть-Ишим, оборвала все связи, никогда не рассказывала маме про отца и его родных.
Ануфриев Лев Александрович (28.10.1938 — 16.04. 1992) и Ануфриева (Абенова) Эльвира Акимовна (27.09.1945)
Дедушка и бабушка 3-го поколения по отцовской линии.
Дедушка Лева, подполковник Советской армии, посвятил свою жизнь службе и защите Родины. Его супруга Эля была неврологом, а во время учебы в университете увлекалась фотографией. В 1966 году они поженились, через год на свет появился мой отец. Но в 1983 году бабушка с дедушкой развелись. Лева вернулся в родную Тулу. Позже он умер от алкогольного опьянения.
Денисов Григорий Александрович (1921 — 20.12.1949)
Дедушка 4 поколения по женской ветке моей мамы.
Дедушка Григорий жил в Усть-Ишиме и работал управляющим банка. Воспоминания о нем передала мне мама. Она рассказывала, как однажды зимой, выйдя на улицу с мокрой головой и без шапки, он упал в колодец. Это происшествие стало роковым: вскоре он заболел и умер от менингита. В тот момент моей бабушке Любе было всего пять лет, и она осталась без отца.
Супруга: Дольченко Софья Пименовна (16.08.1916 — 05.12.1980)
Хранительница традиций
Древние славяне почитали великую Берегиню — прародительницу всего сущего
и хранительницу рода, символизирующую два начала. Считалось, что 15 июля богиня
принимает облик берёзы, чтобы посетить землю. В этот день люди расстилали на
лугу вышитый рушник, позволяя ему впитать росу. Затем рушник вешали сохнуть на
берёзовых ветвях, чтобы деревья поделились своей силой.
Эти рушники становились мощными оберегами, связывающими человека с природой и
родовыми традициями. К сожалению, в моей семье рушники не передавались по
наследству. Однако, я стану первой, кто передаст своей старшей дочери на свадьбе такой
рушник, ставший частью родового ретрита и моего исследования.
В кружевах времени
Вязаные салфетки, словно драгоценные кружева, вытканные из самой ткани времени, передают память о мастерстве прапрабабушки по маминой линии. Я ощущаю, как они хранят в себе её прикосновение, её дыхание, её неугасимый свет.
Богомолова Прасковья Леонтьевна
Бабушка 5-го поколения по мужской ветке моей мамы.
Вязаные салфетки передают в нашей семье память о мастерстве прапрабабушки Прасковьи. Она жила в Усть-Ишиме. У Прасковьи родились три девочки и мальчик.
Родовая земля
Родовая земля, где когда-то жили мои прабабушка Соня и прадедушка Григорий, для меня не просто участок земли. У них был дом в селе Усть-Ишим. Сейчас там осталась только земля, постройку снесли. Но для меня это место, пропитанное историей и духом предков. Там растут родовые дубы, которые стали символом и оберегом нашей семьи. Бабушка Люба часто приходила на эту землю и сидела под дубами на стульчике. Потом мама стала собирать желуди. Она говорила мне, что это дубы силы. Теперь так считаю и я.
У меня есть мечта. Я представляю, как однажды, переехав в свой дом, я привезу и посажу там желуди с родовой земли.
Отшлифованный временем
Каждый человек является продолжением своего рода, носителем потенциала, который собирали и оттачивали многие поколения до него. Мы — это живое воплощение их трудов, их устремлений и их наследия, которое теперь лежит в основе нашей собственной судьбы.
Моё наследие — их будущее
Для меня, как для родителя, в настоящий момент ключевым является формирование у детей осмысленных сценариев и ценностей. Меня волнует то, что они впитывают и перенимают всё, что я показываю в поведении и мышлении.
Моей старшей дочке, Ярославе, восемь лет. Девочка с большим интересом наблюдает за моим творчеством, я рассказываю ей о своих мыслях, ценностях, исследованиях. В дочке это откликается. Она сама выбрала в качестве дополнительного развития художественную школу, ходит в театральный кружок. Бывает, она подсказывает мне идеи для работ.
В 2021 году я снимала свой первый проект — «Души», и моя Ярослава участвовала в съемке сцены «Нерожденное дитя». Кадр был связан с переживаниями матери после аборта. Буквально на следующий день я узнала, что беременна. На свет появилась моя вторая дочь — Мелисса. Сейчас ей три года. Она очень чувствительная и ранимая.
Мне бы хотелось, чтобы мои дети чувствовали глубокую связь с чем-то большим и вечным, что даст им внутреннюю силу и поддержку.
Род
Я — это совокупность всех моих предков.
Для меня было крайне важно восстановить иерархию и историю моего рода,
чтобы ощутить эту глубинную связь с прошлым. Словно собирая воедино фрагменты
бесценного пазла, я создала генеалогическую картину, отображающую моих предков.
На этой картине переплетаются красные и фиолетовые нити, символизирующие
мужскую и женскую энергию моего рода. Красные и фиолетовые кружочки обозначают
людей мужского и женского пола. Вплетённые в узор незабудки — это мой знак
благодарности и памяти о предках.
Красные бусинки представляют принятых и замещающих мужчин рода, в то время как
оранжевые бусинки символизируют исключённых. Зелёная бусинка отмечает мою
прапрапрабабушку из шестого поколения, о которой сохранилось немного
информации.
По краям композиции расположены ромашки — символы патриарха и матриарха моего
рода, хранителей семейных устоев и традиций.
Теперь эта генеалогическая карта служит напоминанием о том, что я — продолжательница великой семейной истории.